идея всемогущества опыта. Элементами этого опыта (<нитями>), из которых соткано сознание, считались образы (сперва чувственные, а затем возн



идея всемогущества опыта. Элементами этого опыта
(<нитями>), из которых соткано сознание, считались образы
(сперва чувственные, а затем возникающие из них умственные),
которыми правят законы ассоциаций (см. ниже).
61
как принципы
психологической
мысли XVII века
Механизм Под знаком этой картины сознания Де-
и индивидуализм карта и Локка складывались психологиче
ские концепции последующих десятилетий.
Они были пронизаны духом дуализма но
вейшего времени. За этим дуализмом в тео
рии стояли реалии социальной жизни, об
щественной практики. С одной стороны, научно-технический
прогресс, сопряженный с великими теоретическими открытия
ми в науках о физической природе и внедрением механических
устройств. С другой - самостояние человека как личности, ко
торая, хотя и сообразуется с промыслом Всевышнего, но спо
собна иметь опору в собственном разуме, сознании, понимании.
Эти внепсихологические факторы обусловили как механоде-
терминизм, так и обращенность к внутреннему опыту сознания.
Именно эти два решающих признака в их нераздельности опре
делили отличие психологической мысли нового времени от всех
ее предшествующих витков.
Как и прежде, объяснение психических явлений зависело от
знания о том, как устроен физический мир и какие силы правят
живым организмом. Речь идет именно об объяснении,



 
 

<<...