Локка он, разобрав пункт за пунктом аргументы Локка, дал их критический анализ в рукописи <Новые опыты о человеческом разуме>. Рукопись б



Локка он, разобрав пункт за пунктом аргументы Локка, дал их
критический анализ в рукописи <Новые опыты о человеческом
разуме>.
Рукопись была опубликована в 1765 г., через много лет после
смерти ее автора. Позицию Лейбница можно условно обозна-
чить как установку на то, чтобы примирить рационализм с эм-
пиризмом. Эмпиристы считали (используя оборот Аристотеля),
что сознание - это <чистая доска> (<табула раса>), на которую
органы чувств заносят свои знаки (в виде ощущений и идей). Их
главная формула гласила: <Нет ничего в разуме, чего бы не было в
чувствах>. Лейбниц к этому добавил: <Кроме самого разума>.
Способность к восприятию общих понятий и истин - это только
<предрасположение>. Оно определяет нашу душу, благодаря
которой истины могут быть извлечены из нее. Это подобно
разнице между фигурами, произвольно высекаемыми из камня
или мрамора, и фигурами, которые прожилками мрамора уже
обозначены или предрасположены обозначиться, если ваятель
воспользуется ими.
Вместе с тем неверно было бы предположить, что теоретическое
знание воспринимается непосредственно, не нуждаясь в опоре на
частные (эмпирические) истины и активную деятельность разума.
Рукопись Лейбница оказалась в стороне от магистральной
линии разработки проблем психологии в западных странах. Ко
времени ее появления в середине XVIII века восторжествовала



 
 

<<...