другой в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии (у Локка - см. ниже) название ассоциация. Об ассоциац



другой в том же порядке, в каком сменялись ощущения.
Такая связь получила впоследствии (у Локка - см. ниже)
название ассоциация. Об ассоциации как факторе, объясняю-
щем, почему она вызывает у человека именно такой психиче-
ский образ, а не другой, было известно со времен Платона и
Аристотеля. Глядя на лиру, вспоминают игравшего на ней
возлюбленного, говорил Платон. Это ассоциация по смежности.
Оба объекта воспринимались некогда одновременно, а затем
появление одного повлекло за собой образ другого.
Аристотель дополнил это описание указанием на два других
вида ассоциаций - сходство и контраст. Но для Гоббса, де-
терминиста галилеевского закала, в устройстве человека дей-
ствует только один закон - механического сцепления психиче-
ских элементов по смежности.
Декарт, Спиноза и Лейбниц принимали ассоциации за один из
основных психических феноменов. Но все они считали их
59
58


низшей формой познания и действия по сравнению с высши-
ми, к которым относили мышление и волю. Гоббс первым
придал ассоциации силу универсального закона психологии.
Ему безостаточно подчинены как абстрактное рациональное
познание, так и произвольное действие.
Произвольность - это иллюзия, которая порождена незна-
нием причин поступка (такого же мнения придерживался
Спиноза). Волчок, запущенный в ход ударом, также мог бы



 
 

<<...