решения, без которого невозможен завтрашний день нашей психологии>. Г.Лейбниц: открытие бес- сознательной психики Спиноза, встре



решения, без которого невозможен завтрашний день нашей
психологии>.
Г.Лейбниц:
открытие бес-
сознательной
психики
Спиноза, встречаясь с немецким фило-:
софом и математиком Г.Лейбницем (1646-

1716), открывшим дифференциальное и
интегральное исчисление, услышал от
него иное мнение о единстве телесного и
психического.
Основанием этого единства мыслитель считал духовное
начало. Мир состоит из бесчисленного множества духовных
сущностей - монад (от греч. <монос> - единое). Каждая из них
<психична>, т.е. нематериальна (как атом) и наделена способ-
ностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. Было
перечеркнуто декартово равенство психики и сознания.
Согласно Лейбницу, <убеждение в том, что в душе имеются
лишь такие восприятия, которые она сознает, является источ-
ником величайших заблуждений>.
В душе непрерывно происходит незаметная деятельность
<малых перцепций>. Этим термином Лейбниц обозначил
неосознаваемые восприятия. В тех же случаях, когда они
осознаются, это становится возможным благодаря тому, что
к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый
психический акт - апперцепция. Она включает внимание и
память.
Психо- На вопрос о том, как соотносятся между
-~~ ^ский собой духовные и телесные явления, Лейб-
&&---- ниц ответил формулой, известной как пси-



 
 

<<...