Все последующие концепции были поглощены пересмотром декартовой версии о сознании как субстанции, которая является причиной самой себя (<кау



Все последующие концепции были поглощены пересмотром
декартовой версии о сознании как субстанции, которая является
причиной самой себя (<кауза суй>), о тождестве психики и
сознания и др. Из исканий Спинозы явствовало, что пересмат-
ривать следует также и версию о теле (организме), с тем чтобы
определить ему достойную роль в человеческом бытии.
Попытка построить психологическое учение о человеке
как целостном существе отражена в главном труде Спинозы -
<Этике>. В нем он поставил задачу объяснить все многообразие
чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого
поведения с точностью и строгостью геометрических доказа-
тельств. Утверждалось, что существуют три побудительные
силы: а) влечение, которое, относясь и к душе, и к телу, есть
<не что иное, как самая сущность человека>, б) радость и в)
печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов
выводится все многообразие эмоциональных состояний. При
этом радость увеличивает способность тела к действию, тогда
как печаль ее уменьшает.
Ail
ДСИХОЛОГИИ
Этот вывод противостоял декартову
разделению чувств на две категории: ко-
ренящиеся в жизни организма и чисто
интеллектуальные.
В качестве примера Декарт в своем последнем сочинении -
письме к шведской королеве Христине - объяснял ей сущ-
ность любви как чувства, имеющего две формы: телесную



 
 

<<...