ществует и носитель этого суждения - мыслящий субъект. От- сюда знаменитый Декартов афоризм (<мыслю, следовательно, сущест



ществует и носитель этого суждения - мыслящий субъект. От-
сюда знаменитый Декартов афоризм (<мыслю,
следовательно, существую>). Поскольку же мышление -
единственный атрибут души, она всегда мыслит, всегда знает о
своих психических содержаниях, зримых изнутри. (Бессозна-
тельной психики не существует.) В дальнейшем это <внутреннее
зрение> стали называть интроспекцией (видением внутрипси-
хических <объектов> - образов, умственных действий, волевых
актов и др.), а концепцию сознания Декарта - интроспективной.
Впрочем, как в случае с душой, понятие о которой претер-
пело сложнейшую эволюцию, понятие о сознании, как мы
увидим, меняло свой облик. Однако прежде чем это произошло,
оно должно было быть <изобретено>.
Психо-
физическое
взаимодействие
Признав, что <машина> тела и занятое собственными
мыслями (идеями) и хотениями сознание - это две не
зависимые друг от друга сущности (субстанции), Декарт
столкнулся с необходимостью объяснить, как же они
сосуществуют в целостном человеке. Решение, которое он
предложил, было названо психофизическим
взаимодействием. Тело влияет на душу, пробуждая в ней
<страдательные состояния> (страсти) в виде чувственных вос-
приятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей,
воздействует на тело, понуждая эту <машину> работать и
изменять свой ход. Декарт искал в организме орган, где бы



 
 

<<...