До Декарта вся деятельность по вос- От души приятию и обработке психического <мате- к сознанию риала> считалась производимой особым агент



До Декарта вся деятельность по вос-
От души приятию и обработке психического <мате-
к сознанию риала> считалась производимой особым
агентом, черпающим свою энергию за пре
делами вещного, земного мира (душой). Теперь же доказыва
лось, что телесное устройство и без нее способно успешно
справляться с этой задачей. Не становилась ли душа в таком
случае <безработной>?
Декарт не только не лишает ее прежней царственной роли
во Вселенной, но возводит в степень субстанции (сущности,
которая не зависит ни от чего другого), стало быть, признает
равноправной великой субстанции природы.
Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное
знание, какое только может быть у субъекта, о собственных
актах и состояниях, невидимых ни для кого другого. Душа
определялась по единственному признаку - непосредственной
осознаваемости своих явлений, которые, в отличие от явлений
природы, лишены протяженности. Тем самым произошел по-
ворот в понятии о душе, ставший опорным для следующей главы
в истории построения предмета психологии. Отныне этим
предметом становится сознание.
По Декарту, началом всех начал в философии и науке явля-
ется сомнение. Следует сомневаться во всем - естественном и
сверхъестественном. Однако никакой скепсис не устоит перед
54
суждением: <Я мыслю>. А из этого неумолимо следует, что су-



 
 

<<...