животных, лишенных разума, то очевидно, что это еще лучше можно сделать у людей и что люди, даже со слабой душой, могли приобрести исключите



животных, лишенных разума, то очевидно, что это еще лучше
можно сделать у людей и что люди, даже со слабой душой, могли
приобрести исключительно неограниченную власть над
своими страстями>.
Не усилие духа, а перестройка тела на основе строго при-
чинных законов его механики обеспечит человеку власть над
53
собственной природой, подобно тому, как эти законы могут
сделать его властелином внешней природы.
Одно из важных для психологии сочи-
Страсти души нений Декарта называлось <Страсти души>.
Это,т оборот следует пояснить, так как и слово <страсть>, и
слово <душа> наделены у Декарта особым смыслом. Под
<страстями> подразумевались не сильные и длительные
чувства, а <страдательные состояния души>, - все, что она
испытывает, когда мозг сотрясают <животные духи>
(прообраз нервных импульсов), которые приносятся туда по
нервным <трубкам>.
Иначе говоря, не только такие мышечные реакции, как
рефлексы, но и различные психические состояния возникают
автоматически, производятся телом, а не душой. Декарт на-
бросал проект <машины тела>, к функциям которой относятся:
<восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти,
внутренние стремления... Я желаю, чтобы вы рассуждали так,
что эти функции происходят в этой машине в силу располо-
жения ее органов: они совершаются не более и не менее как
движения часов или другого автомата>.



 
 

<<...