ментариях к текстам древних, а в мастерских художников и строителей, инженеров и изобретателей. Их опыт радикально изменял культуру и строй



ментариях к текстам древних, а в мастерских художников и
строителей, инженеров и изобретателей. Их опыт радикально
изменял культуру и строй мышления. В своей производствен-
ной практике они были преобразователями мира. Высшая
50
ценность придавалась не Божественному разуму, а, говоря
языком Леонардо, <Божественной науке живописи>. При этом
под живописью понималось не только искусство изображения
мира в художественных образах. <Живопись, - писал Леонардо -
распространяется на философию природы>.
'Изменения в реальном бытии личности коренным образом
изменяют ее самосознание. Субъект осознает себя как центр
направленных вовне (в противовес августино-томистской ин-
троспекции) духовных сил, которые воплощаются в реальные,
чувственные ценности (в отличие от христианской чистой
духовности). Субъект, подражая природе, преобразует ее своим
творчеством, практическими деяниями.
Наряду с Италией возрождение новых
Игпанские гуманистических взглядов на индивиду-
врачи против альную психическую жизнь достигло вы-
схоластики сокого уровня и в других странах, где под-
- рывались устои прежних социально-эконо
мических отношений. В Испании возникли направленные
против схоластики учения, устремленные к поискам реально
го знания о психике. Так, Х.Вивес (XVI век) в знаменитой в ту
эпоху в Европе книге <О душе и жизни> доказывал, что чело



 
 

<<...