Рошда (аверроистами) и еще более радикально настроенными александристами. Последних назвали по имени древнегрече- ского философа Александра



Рошда (аверроистами) и еще более радикально настроенными
александристами. Последних назвали по имени древнегрече-
ского философа Александра Афродисийского (жившего в Афи-
нах в конце II века н.э.), который прокомментировал трактат
Аристотеля <О душе> иначе, чем Ибн Рошд. Коренное разли-
чие касалось вопроса о бессмертии души (на котором покои-
лось церковное вероучение). Ибн Рошд, как отмечалось, раз-
делив разум (ум) и душу, считал его как высшую часть души
бессмертным. Александр же настаивал на том, что аристоте-
левское учение является целостным. Поэтому все способности
души, согласно этому учению, исчезают вместе с телом.
У александристов антиклерикальные мотивы звучали резче
и последовательнее, чем у аверроистов. Оба направления сыг-
рали важную роль в создании новой идейной атмосферы,
проложив путь к естественнонаучному изучению организма
человека и его психических функций. По этому пути пошли
многие философы, натуралисты, врачи, которых отличал инте-
рес к изучению природы, подавляемый теологией. Их творче-
ство пронизывала вера во всемогущество опыта, в преимуще-
ство наблюдений, прямых контактов с реальностью, в незави-
симость подлинного знания от схоластической мудрости.
Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи
(1452-1519). Он представлял новую науку, которая существо-
вала не в университетах, где по-прежнему изощрялись в ком-



 
 

<<...