с тонзурой> чение предмета и обсуждение реальных про блем подменялось словесными ухищрениями. В страхе перед появившимся на интелле



с тонзурой> чение предмета и обсуждение реальных про
блем подменялось словесными ухищрениями.
В страхе перед появившимся на интеллектуальном гори-
зонте Европы Аристотелем католическая церковь вначале его
запретила, но затем, изменив тактику, принялась <осваивать>,
адаптировать применительно к своим нуждам. С этой задачей
наиболее тонко справился Фома Аквинский (XIII век), учение
которого, согласно папской энциклике 1879 г., канонизировано
как истинно католическая философия (и психология), по-
лучившая название томизма (несколько модернизированного в
наши дни под именем неотомизма).
Томизм складывался в противовес стихийно-материали-
стическим трактовкам Аристотеля, в недрах которых зарож-
далась опасная для церкви концепция двойственной истины.
Зерна этой концепции были брошены опиравшимся на
Аристотеля Ибн Рошдом, последователи которого в европей-
ских университетах (аверроисты) полагали, что несовмести-
мость с официальной догмой представлений о вечности (а не
сотворении) мира, .об уничтожаемости (а не бессмертии) ин-
дивидуальной души ведет к выводу о том, что каждая из истин
имеет свою область. Истинное для одной области может быть
ложным для другой и наоборот.
Фома же, отстаивая одну истину - религиозную, <нисхо-
дящую свыше>, считал, что разум должен служить ей так же
истово, как и религиозное чувство. Фоме и его сторонникам



 
 

<<...