реннем опыте н°й траДиДии к средневековому христиан скому мировоззрению. Августин придал трактовке души особый характер, считая ее



реннем опыте н°й траДиДии к средневековому христиан
скому мировоззрению.
Августин придал трактовке души особый характер, считая ее
орудием, которое правит телом, и утверждал, что ее основу
образует воля (а не разум). Тем самым он стал инициатором
учения, названного волюнтаризмом (от лат. <волюнтас> - воля).
Воля индивида, зависящая от Божественной, действует в
двух направлениях: управляет действиями души и поворачи-
вает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом,
становятся психическими благодаря волевой активности
субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы
чувств, воля творит воспоминания.
Все знание заложено в душе, живущей и движущейся по
воле Божьей. Оно не приобретается, а извлекается из души
опять-таки благодаря направленности воли.
Основанием истинности этого знания служит внутренний
опыт: душа поворачивается к себе, чтобы постичь с предель-
ной достоверностью собственную деятельность и ее незримые
продукты...
Решая теологические, а не психологические задачи, Авгу-
стин, тем не менее, развернул систему аргументов, которая на
века стала путеводной нитью для интроспективной психоло-
гии. Мы находим здесь единство и самодеятельность души,
независимой от тела, но использующей его в качестве орудия,
и внутренний опыт как непогрешимое средство познания.
Мир культуры создал три <органа> постижения человека и



 
 

<<...