конечном счете сводился к поискам зависимости душевных явлений от физических причин, процессов в организме, общения с другими людьми. Реф



конечном счете сводился к поискам зависимости душевных
явлений от физических причин, процессов в организме, общения
с другими людьми.
Рефлексия, открытая Плотиной, не могла быть объяснена
ни одним из этих факторов. Она выглядела самодостаточной,
невыводимой сущностью. Таковой она и оставалась на про-
тяжении веков, став исходным понятием интроспективной
психологии сознания.
В новое время, когда сложились реальные социальные ос-
новы для самоутверждения субъекта в качестве независимой
свободной личности, претендующей на уникальность своего
39
38

психического бытия, рефлексия выступила в теоретических
представлениях о ней как основание и главный источник зна-
ний об этом бытии.
Таковой она трактовалась и в первых программах станов-
ления науки психологии, имеющей свой собственный предмет,
отличающий ее от других наук. Действительно, ни одна наука
не занята изучением способности к рефлексии. Однако, выде-
ляя рефлексию как одно из направлений деятельности души,
Плотин в ту отдаленную эпоху не мог, конечно, и помыслить
индивидуальную душу самодостаточным источником своих
внутренних образов и действий. Она для него - эманация
сверхпрекрасной сферы высшего первоначала всего сущего.
Учение Плотина оказало влияние на
Августин: Августина (IV-V века н.э.), творчество
понятие о внут- которого ознаменовало переход от антич-



 
 

<<...