дуализации, которая, как отмечалось, нарастала в эллинисти- ческий период) для осознания субъектом самого себя в каче- стве конечного самост



дуализации, которая, как отмечалось, нарастала в эллинисти-
ческий период) для осознания субъектом самого себя в каче-
стве конечного самостоятельного центра психических актов.
Эти акты считались производными от пневмы (как тончайшего
огнеподобного воздуха) у стоиков и от атомных потоков -у
эпикурейцев.
Плотин, вслед за Платоном, учил, что индивидуальная
душа происходит от мировой души, к которой она и устрем-
лена. Другой вектор активности индивидуальной души на-
правлен к чувственному миру. (Здесь Плотин также следовал за
Платоном.) Но у нее Плотин выделил еще одно направление, а
именно - обращенность на себя, на собственные незримые
действия и содержание. Она как бы следит за своей работой,
является ее <зеркалом>.
Через много столетий эта способность субъекта не только
ощущать, чувствовать, помнить или мыслить, но обладать
также внутренним представлением об этих функциях, получила
название рефлексии. Эта способность служит неотъемлемым
<механизмом> деятельности сознания человека, соединяющим
его ориентацию во внешнем мире с ориентацией в мире
внутреннем, в самом себе.
Плотин отграничил этот <механизм> от других психиче-
ских процессов, на объяснении которых в течение веков была
сосредоточена мысль многих поколений исследователей пси-
хики. Сколь бы широк ни был спектр этих объяснений, он в



 
 

<<...