него. Лучший путь они усматривали в самоустранении от всех общественных дел. Именно такое поведение позволит, по их мнению, избегнуть огорче



него. Лучший путь они усматривали в самоустранении от
всех общественных дел. Именно такое поведение позволит,
по их мнению, избегнуть огорчений, тревог, отрицательных
эмоций и тем самым испытать наслаждение, ибо оно не что
иное, как отсутствие страдания.
Последователем Эпикура в древнем Риме был Лукреций (I век
до н.э.). Он критиковал стоиков за учение о разлитом в при-
36
роде в форме пневмы разуме. В действительности, согласно
Лукрецию, существуют только атомы, проносящиеся в соот-
ветствии с законами механики, под действием которых воз-
никает и сам разум.
Первичным в познании являются ощущения, преобразуе-
мые (наподобие того <как паук ткет паутину>) в другие образы,
ведущие к разуму.
Как и мыслители предшествующего эллинистического пе-
риода, Лукреций свое учение (изложенное в поэтической форме)
считал наставлением по искусству жить в водовороте бедствий, с
тем чтобы люди навсегда избавились от страхов перед
загробным наказанием и потусторонними силами, ибо в мире
нет ничего, кроме атомов и пустоты.
В эллинистический период возникли но-
Александрийская вые центры культуры, где различные тече-
наука ния восточной мысли взаимодействовали с
западной. Среди этих центров выделялись
созданные в Египте (в III веке до н.э.) при царской династии
Птолемеев библиотека и музей в Александрии. Музей пред



 
 

<<...