что может произойти с человеком в потоке событий, делаю- щих существование непрочным. С другой стороны, вытекало, что в самой природе вещей



что может произойти с человеком в потоке событий, делаю-
щих существование непрочным. С другой стороны, вытекало,
что в самой природе вещей заложена возможность самопро-
извольных отклонений и, тем самым, непредопределенности
поступков (стало быть, и свободы выбора).
Это отражало отмеченную выше индивидуализацию лич-
ности как величины, способной действовать на свой страх и
риск. Впрочем, слово <страх> здесь можно употребить только
метафорически.
Весь смысл учения Эпикура заключался в том, чтобы, про-
никшись им, люди спаслись от страха.
Учение об атомах служило именно этой цели. Живое тело,
как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов. Со
смертью они рассеиваются согласно законам все того же веч-
ного космоса. <Смерть не имеет к нам никакого отношения;
когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает,
то нас уже нет>, - говорил Эпикур.
Представленная в его учении картина природы и место
человека в ней служила тому, чтобы достичь безмятежности
духа, свободы от страхов и, прежде всего, страха перед смер-
тью и богами (которые, обитая между мирами, не вмешива-
ются в дела людей, ибо это нарушило бы их безмятежное
существование).
Как и многие стоики, эпикурейцы соответственно изме-
нению реалий жизни отдельной личности в эллинистическую
эпоху размышляли о путях ее независимости от всего внеш-



 
 

<<...