ее драматическими поворотами, лишающими душевного рав- новесия. Изучение мышления и его отношения к эмоциям носило не абстрактно-теоретическ



ее драматическими поворотами, лишающими душевного рав-
новесия. Изучение мышления и его отношения к эмоциям носило
не абстрактно-теоретический характер. Оно соединяло то, чем
люди живы, с обучением искусству жить. Все чаще к философам
обращались для обсуждения и решения личных, нравственных
проблем. Из искателей истин они становились целителями душ,
прообразом будущих священников, духовников.
На других космологических началах,
Эпикурейцы: но с той же этической ориентацией на атомизм и
без- поиски счастья и искусства жить сложи-мятежность
духа лась шк°ла Эпикура (конец IV века до н.э.). В своих
представлениях о природе она опиралась на атомизм Демокрита,
внося в него, однако, важную коррективу. (За диссертацию о
различии между натурфилосо-
35
фией Демокрита и Эпикура Карл Маркс получил диплом док-
тора философии.) Отойдя от демокритова учения о неотвра-
тимости движения атомов по законам, исключающим случай-
ность, Эпикур предполагал, что эти частицы могут откло-
няться от своих закономерных траекторий. Этот вывод имел
этико-психологическую подоплеку.
В отличие от версии о <жесткой> причинности, царящей во
всем, что совершается в мире (и, стало быть, в душе как раз-
новидности атомов), допускались самопроизвольность, спон-
танность изменений, их случайный характер. С одной стороны,
этот взгляд запечатлел ощущение непредсказуемости того,



 
 

<<...