как считали позднейшие стоики, - судьбой. Счастье человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу. Подобно их предшественникам в кл



как считали позднейшие стоики, - судьбой. Счастье человека
усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу.
Подобно их предшественникам в классической Греции
стоики верили в примат разума, в то, что человек не достигает
счастья из-за незнания того, в чем оно состоит. Но если прежде
рисовался образ гармоничной личности, в полноценной
жизни которой сливаются разумное и чувственное (эмоцио-
нальное), то у мыслителей эллинистической эпохи, когда на
людей обрушивались невзгоды, порождавшие страх, неудов-
летворенность, тревогу, отношение к аффектам изменяется.
Стоики объявили вредными любые аффекты. В них усмат-
ривалась <порча разума>, поскольку они возникают при не-
правильной деятельности ума. Удовольствие и страдание -
это ложные суждения о настоящем. Желание и страх - столь же
ложные суждения о будущем.
От аффектов следует лечить, как от болезней. Их нужно <с
корнем вырывать из души>. Только разум, свободный от
любых эмоциональных потрясений (положительных или
отрицательных), способен правильно руководить поведением.
Именно он позволяет человеку выполнять свое предна-
значение, свой долг.
Такая этико-психологическая доктрина обычно сопрягалась с
установкой, которую, говоря современным языком, можно
было бы назвать психотерапевтической. Люди испытывали
потребность в том, чтобы устоять перед превратностями жизни с



 
 

<<...