можно уместить в несколько общих картин поведения. Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современ



можно уместить в несколько общих картин поведения. Тем
самым Гиппократ положил начало научной типологии, без
которой не возникли бы современные учения об индивидуаль-
ных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину
различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные каче-
ства ставились в зависимость от телесных.
О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали. Поэтому
типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной
(от лат. humor - жидкость). Следует, впрочем, заметить, что в
новейших теориях признается теснейшая связь между нерв-
ными процессами и жидкими средами организма, его гормо-
нами (греческое слово, означающее то, что возбуждает). От-
ныне и медики, и психологи говорят о единой нейрогуморалъ-
ной регуляции поведения.
Афинский философ Анаксагор не при-
ооганизации
26
Анаксагор НЯд ни гераклитово воззрение на мир как
и идея огненный поток, ни демокритову картину
атомных вихрей. Считая природу состоя
щей из множества мельчайших частиц, он
искал в ней начало, благодаря которому из беспорядочного скоп-
ления и движения этих частиц возникают целостные вещи. Из
хаоса - организованный космос. Он признал таким началом
<тончайшую вещь>, которой дал имя <нус> (разум). От того,
какова степень его представленности в различных телах, зависит
их совершенство. Однако <человек, говорил Анаксагор,



 
 

<<...