земной практике общения с ближними. Мифологическая картина мира, где тела заселяются душами (их двойниками, или призраками), а жизнь зависит



земной практике общения с ближними.
Мифологическая картина мира, где тела заселяются душами
(их двойниками, или призраками), а жизнь зависит от произвола
богов, веками царила в общественном сознании.
Гилозоизм
24
Революцией в умах стал переход от анимизма к гилозоизму
(от греч. слова hyle, означающего вещество, материя, и zoe -
жизнь). Весь мир -
универсум, космос мыслился отныне изначально живым. Гра-
ницы между живым, неживым и психическим не проводилось.
Все это рассматривалось как порождение единой первичной
материи (праматерии), и, тем не менее, новое философское
учение стало великим шагом на пути познания природы пси-
хического. Оно покончило с анимизмом (хотя он и после этого на
протяжении столетий, вплоть до наших дней, находил множество
приверженцев, считающих душу внешней для тела сущностью).
Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы
естества. Утверждался непреложный и для современной науки
постулат об изначальной вовлеченности психических явлений
в круговорот природы.
Гилозоисту Гераклиту космос явился в
Гераклит и идея образе <вечно живого огня>, а душа (<пси-
развития как хея>) - в образе его искорки. Все сущее закона
(Логоса) подвержено вечному изменению: <Наши тела и
души текут как ручьи>. Другой афоризм Гераклита гласил:
<Познай самого себя>. Но в устах философа это вовсе не



 
 

<<...